Про аудиторские риски.

Про аудиторские риски.

Предоставляя заключение о достоверности бухгалтерской/финансовой отчетности, аудиторы и аудиторские компании всегда берут на себя так называемый аудиторский риск выдачи ошибочного мнения.

· Аудиторский риск – это вероятность того, что аудиторский вывод относительно достоверности и полноты внешней отчётности хозяйствующего субъекта окажется неверным.

Следует различать аудиторский риск и неспособность аудита – во втором случае речь идёт о ситуации, когда специалист выдаёт ошибочное заключение вследствие невыполнения требований установленных аудиторских стандартов.

Свести к нулю такой риск практически невозможно по причине целого ряда объективных обстоятельств, однако каждая аудиторская компания стремится минимизировать уровень риска с целью защиты собственных интересов и интересов своего клиента, для чего в первую очередь необходимо определить оптимальные объёмы исследуемой информации, а также изучить особенности отраслевого бизнеса клиента. Национальными и международными нормативами аудита предусматривается моделирование или предварительная оценка риска, которая определяется с помощью математических формул, однако оценка риска не является самоцелью аудиторской компании.

Фактически аудиторский риск включает в себя следующие элементы, которые обязательно учитываются специалистом:

1) внутрихозяйственный или чистый риск - это вероятность появления существенных неточностей и искажений в бухгалтерских документах ещё до того, как они будут выявлены средствами внутреннего контроля. Для объективной оценки степени данного риска рекомендуется учитывать показатели предыдущей аудиторской проверки;

2) риск средств контроля или контрольный риск: аудитор должен учитывать возможность того, что средства учёта и внутреннего контроля, применяемые на данном предприятии, не могут своевременно и в полной мере выявлять неточности и нарушения. Поэтому специалист должен дать предварительную оценку надёжности системы внутреннего контроля;

3) риск необнаружения: этот элемент зависит в первую очередь от эффективности работы и компетентности самого аудитора, который должен самостоятельно определить его допустимый уровень.

Каждая аудиторская компания использует определённое количество градаций для оценки уровня риска, традиционно не менее трёх: высокий, средний, низкий уровень.

Для снижения уровня аудиторского риска обычно:

· увеличивают объёмы аудиторских выборок и время на осуществление проверки;

· выбирают оптимальные для каждого конкретного случая аудиторские методы проверки.


Возврат к списку